Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования

«Самарская духовная семинария Самарской Епархии Русской Православной Церкви»               

Проповедь преподавателя семинарии С.В. Соловьева

2 марта 2017 года, по благословению проректора по учебной работе иеромонаха Никиты (Корежина), преподаватель Самарской семинарии по Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов Соловьев Сергей Викторович произнес проповедь перед студентами духовной школы:

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Подходит к концу первая неделя Великого поста, у нас есть очередной повод задуматься о посте.

Поскольку человек состоит из тела, души и духа, то и польза, которую мы можем получить от поста, видится телесно-душевной и духовной. Пост телесный со всеми своими ограничениями может помочь нам приобрести хорошие качества и привычки, такие, как умеренность в питании, довольство простой пищей, самодисциплина. Пост духовный приходит к нам тогда, когда мы становимся способными взглянуть на себя со стороны так, как видит нас Бог, без прикрас и иллюзий.

Телесно-душевная польза извлекается на пути воздержания, причем не только пищей, но и всего, что влечет нас и старается привязать нас к себе как осла к дереву. Проследить изменения в себе удобнее всего на примере ограничения в пище, наверное, поэтому мы больше знаем о гастрономической стороне поста.

Гастрономический пост такой, каким мы его знаем - деление пищи на постную и скоромную, умеренное и простое питание, а не полная голодовка как в библейские времена - имеет много общего с диетой. Часто диеты понимают как инструмент для срочного похудения в определенный срок. Но это не правильная диета, весь ее результат часто уничтожается, когда кончается срок воздержания и худевший снова набирает вес, иногда вдвойне. В основе современных диет лежит не кратковременный результат, а стремление к самообладанию, такому, которое бы осталось в человеке после диеты. Так и пост за столом учит управлять свои аппетитом, помогает остановиться перед лишним кусочком торта, что, по сути, является тренировкой воли.

Говоря словами ап. Павла, мы вынуждены распинать плоть свою со страстями и похотями, усмирять и порабощать тело свое (1 Кор. 9, 27). Делаем мы это не потому, что в теле и его желаниях есть нечто злое и грешное, которое бы требовало расправы, нет, но для того, чтобы воля наша окрепла и была бы способна всегда вставать на сторону добра, на сторону Бога. В этом смысле слово пост близко к его первоначальному смыслу в военном деле: стоять на посту, караулить, быть бдительным.

Если у нас еще нет ясного внутреннего диалога, который бы различал естественные природные желания и личную волю, который бы помогал отсекать злые намерения и указывать добродетельный путь, то постовые ограничения естественных потребностей в пище, отдыхе, сне и размножении могут помочь в приобретении такого внутреннего диалога.

Как проверить получили мы пользу от телесного поста или нет? В Пасхальную ночь на трапезе посмотрите как вы едите – как обычно умеренно или с обжорством. Если в вас просыпается голодный зверь и вы не в силе противостоять ему, хотя и понимаете, что объедение к хорошему не приводит, особенно после поста, это означает провал телесного поста.

Мы все хотим иметь такой пост, который был бы полезен не только телу, но и душе, поэтому уместно сказать и о духовной стороне поста. Слово «духовный» должно навести нас на мысль о присутствии Святого Духа в нашей жизни и особенно во дни поста.

Белый голубь не садится на дымящую трубу. Церковь призывает в постное время обратить внимание на себя, на таких, какие мы есть, попробовать разглядеть, что в нас дурно, безобразно и греховно. В каком-то смысле можно увидеть тьму в себе, трудясь как археологи, которые слой за слоем снимают почву на раскопках, пока не очистят артефакт полностью. Увидеть себя грешным не просто, говорят, что Бог открывает нам глубину греховности в меру нашего восприятия, дабы не сойти нам с ума. Когда увидим свои прегрешения, то можем вместе с псалмопевцем сказать: «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с низходящими в ров, бых яко человек без помощи в мертвых свободь (Пс. 87:3-4).

Однако останавливаться на этом нельзя, иначе нас постигнет уныние и бессилие. В одном из интервью Иосиф Бродский говорил, что он не верит в политические движения, но верит в личное движение, в движение души, когда человек, взглянувши на себя, устыдится настолько, что попытается заняться какими-нибудь переменами: в себе самом, а не снаружи. Когда в комнате темно, то тьму никак не прогнать пока не дать доступ свету. Надо помнить, что кроме скверны в нас есть еще и образ Божий. «Надо вглядеться в Него, как смотрятся в зеркало – говорил Антоний Сурожский, – но не в кривое зеркало, которое показывает нам наше уродство, а в зеркало, которое вдруг чудесным образом выправляет все уродливое в нас и говорит нам: смотри! Смотри в свои глубины: вот каков ты! Неужели ты не хочешь стать таким?»

Мне кажется, что мало кто говорил так проницательно о том, что может с нами случиться постом, как митрополит Антоний Сурожский: «Мы, каждый из нас, являемся Божией иконой, образом Божиим; и мы должны на себя смотреть как на таковой. Но, Боже мой! - какие мы жалкие, испорченные иконы! Как мы повреждены! Как мы изуродованы! Каким небрежением, какой ненавистью, каким безразличием мы изуродованы, каким незнанием! И вот в Евангелии нам открывается первообраз: Христос. Он говорит: Взгляните на Меня! Я - единственный, подлинный Человек. Я - единственный настоящий Человек; потому что настоящий человек - это такой человек, который соединен с Богом неразрывно и неразлучно, который Богом пронизан, как железо может быть пронизано огнем; человек, который сияет Богом, подобно мечу, вложенному в огонь и сверкающему, пылающему жаром. Христос нам говорит: Взгляните на Меня: вот что вы собой представляете; вот какими Я вас хочу видеть; вот ради чего вы созданы!.. Ради этого разве не стоит сбросить с плеч холодность и освободиться от того, что нас делает темными, тяжелыми, бесчувственными?»

Для описания пользы поста лучше всего подходят образы. Как молодые листья, распускающиеся из почек, или цветы из бутонов, так и пост может стать временем духовного возрождения, весной духовной, подлинной радостью. Пост окрыляет душу, делает ее прозрачной для молитвы и духовных переживаний. Аминь.

Поделиться:

Версия для слабовидящих